
Ранний дошкольный возраст
Занимаясь с ребенком творчеством, очень часто мамы сталкиваются с такими проблемами:
- Ребенок тащит все в рот.
- Портит поделки, рисунки и аппликации.
- Малышу быстро все надоедает.
- Не хочет делать то, что вы задумали, делает все по-своему.
- Не знаете, какие игры и поделки можно придумать.
Чтобы избавиться от этих проблем, нужно понять, откуда они берутся. Давайте рассмотрим, какие ошибки совершают мамы, занимаясь с ребенком.
Ошибка 1.
Ожидания не соответствуют возрасту ребенка.
O Пусть занятия будут очень короткими по времени, ведь внимания ребенка хватает всего на несколько секунд/минут.
O Детям быстро надоедают занятия, и они их часто меняют не потому, что неинтересно (хотя могут и по этой причине), а это просто возрастная особенность!
O Не ждите, что ваш ребенок будет сидеть за рисованием полчаса или больше. Бывают, конечно, исключения, но чаще дети все-таки не выдерживают и находят себе другое занятие. Поэтому занятия творчеством, да и другие обучающие и развивающие занятия, которые вы предлагаете малышу, должны быть очень короткими по времени — всего пара минут, а то и меньше. Учтите, пожалуйста, эту особенность при подготовке игр и занятий, не усложняйте их.
O Для ребенка важен процесс, творчество – это эксперимент. Для мамы важен результат, творчество – это технология. Поэтому ребенок делает все по-своему, портит поделки, тащит пластилин и краски в рот — ему интересно «а что будет, если…». Не ждите и не учите создавать образы. Помним предыдущий пункт о том, что детям интересен сам процесс, и позволяем – им рисовать, лепить и клеить так, как они хотят.
O И, конечно же, не стоит ожидать, что они сразу начнут создавать узнаваемые образы — им это сейчас не нужно, у них другая цель — эксперимент, познание. Поэтому сначала детки создают бесформенные каляки и только потом начинают воспринимать творчество как способ передачи информации.
O Ваша задача простая — не мешать ребенку. А образы рисуйте и лепите сами. Дети очень наблюдательны и любят повторять за взрослыми. Будете рисовать сами, будет и ребенок за вами повторять.
Ошибка 2.
O Жесткий контроль, навязывание.
Занятия из-под палки вряд ли кому-то принесут радость.
O Ребенку не нравится то, что вы предлагаете? Будьте гибче, импровизируйте, ищите то, что будет интересно вам обоим, а не только вам.
O Не давите на ребенка, а подстраивайтесь под него.
O Разрешите ребенку делать так, как он хочет. Даже если он, по-вашему, неправильно держит карандаш или не так наносит краску.
Ошибка 3.
Цель занятий – научить.
O Вам нравится, когда вас начинают учить без вашего разрешения? Вот и детям тоже не нравится. Дети — очень тонкие психологи и чувствуют малейшие нюансы вашего поведения.
O Не учите ребенка, а показывайте ему возможности – разные материалы, разные приемы, разные формы занятия и способы применения (просто рисунки и целые истории).
O Не навязывайте шаблонов. Не ограничивайте действия (в безопасных пределах, разумеется). Не исправляйте рисунки и поделки.
Лучше поощряйте и стимулируйте творчество – создание нового и подкидывайте новые идеи.
O Научить правильно, держать карандаш или кисточку можно ненавязчиво, зная некоторые хитрости. Например, правильный захват формируется автоматически, если ребенку давать рисовать короткие мелки и карандаши.
Ошибка 4.
Критиковать.
O Если критиковать ребенка, можно отбить у него желание, интерес. Дети не настолько целеустремленные и эмоционально сильные, как взрослые, чтобы идти к своей цели, несмотря на критику. Зато у них может сформироваться страх проявлять инициативу, страх ошибки, неуверенность в себе и шаблонное мышление.
Ошибка 5.
Относиться к занятиям серьезно.
O Вы просто мама! Не академик, не учитель. Все, что от вас требуется, — это любовь и внимание. Просто играйте, импровизируйте, экспериментируйте и дарите радость малышу.