ПРОЕКТ
«Круговорот воды в природе»
Цели проекта: наглядное представление природных явлений в форме эксперимента в условиях домашней лаборатории.
Задачи проекта: создать условия развития у детей любознательности к явлениям природы, интереса к созданию устройств и наблюдения принципа их работы; раскрыть аналитические способности и показать возможности сравнения процессов в малом масштабе и в природе; увлечь техническим творчеством.
Новизна: спроектирована и собрана из подручных в домашних условиях предметов действующая экспериментальная установка, которая позволяет наглядно продемонстрировать явления природы – испарение воды при нагревании, конденсация пара при охлаждении.
Актуальность: выполнение проекта дает детям основы экологического образования, понимание необходимости бережного отношения к природе в целом, совместная деятельность сплочает детей и родителей.
Участники: в проектировании и создании лабораторной установки принимали участие папа Александр Дмитриевич Никитин (кандидат технических наук), в сборке и проведении исследований сыновья Максим (3 года), Фёдор (5 лет), Демид (1 год), анализ результатов эксперимента и соответствия природному явлению проводили совместно с мамой Галиной Ивановной Никитиной (кандидат технических наук). Идейный вдохновитель воспитатель Галкина Алена Владимировна.
Описание
В природе происходит постоянный круговорот воды, с помощью солнечного тепла. Солнце нагревает воду в океанах, морях, реках и она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, там охлаждается и конденсируется, превращается в капельки воды, которые собираются в облака. Облака, накапливая воду превращаются в тучи. Накопившаяся вода выпадает на землю в виде дождя или снега. После попадания на землю вода стекает в реки и моря, откуда вновь испаряется и процесс повторяется по кругу.
Совместно с воспитателями был подготовлен плакат, наглядно демонстрирующий детям описанное природное явление. Подробно рассказали детям и про процесс целиком и про каждый его этап в отдельности.
В домашних условиях была собрана действующая экспериментальная установка из подручных предметов. Она состояла из:
- емкости с водой (стакан), имитирующей водоем,
- нагревателя, замещающего солнце,
- сборника пара (бутылка)
- сборника конденсата (термостакан).
Принцип действия повторяет природные процессы, описанные выше. Вода в стакане нагревается, происходит ее испарение – вода превращается в пар, пары воды собираются в бутылке, при охлаждении появляются микро капли, они растут и превращаются в большие капельки и под действием силы тяжести падают в термостакан.
Дети сами придумали как наглядно продемонстрировать природное явление дождь. Взяли стаканчик из детского набора с отверстиями в дне и налили в него воды, струйки воды полились в «озеро».
При проведении экспериментов были соблюдены требования безопасности, ограничен доступ детей к электрическому току, тестовый запуск установки проведен без участия юных исследователей.
Вода в стакане нагревается,
происходит ее испарение – вода превращается в пар
Пары воды собираются в бутылке,
при охлаждении появляются микро капли, они растут и превращаются в большие капельки и под действием силы тяжести падают в термостакан.
Взяли стаканчик из детского набора с отверстиями в дне и налили в него воды, струйки воды полились в «озеро».
Выводы
Совместно с детьми была создана и запущена экспериментальная установка, позволяющая наглядно продемонстрировать природные явления в малом масштабе в условиях домашней лаборатории. Дети познакомились с природным явлением, смогли проанализировать все стадии и воспроизвести их с помощью подручных предметов, самостоятельно проявили находчивость и продумали этапы эксперимента. В результате работы показали заинтересованность техническим творчеством и любознательность в дальнейшем познании окружающего мира.