Пальчиковые игры для малышей
(рекомендации для родителей)
Пальчиковые игры для малышей дают возможность родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря пальчиковым играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
Произносить тексты пальчиковых игр, взрослый должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно подпевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, играйте с вашими детками, развивайте у ребят выразительную речь, память, внимание.
Уважаемые родители!
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить вашего ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Игры для развития мелкой моторики
Игра Шнуровки – они развивают творческие способности, воображение, логическое мышление, совершенствует художественный вкус ребенка. Дощечка шнуровки обычно хорошо моется, а шнурки можно просто постирать.
Игра Открытки. Плотные и яркие открытки — прекрасный материал для создания пазла. Сначала разрезайте картинку на два кусочка, потом на три и так далее. Дети складывают из кусочков открытки, целую картинку.
Игра Пуговицы. Из этих маленьких пластмассовых кружочков легко сделать отличную мозаику: размажьте по листу картона тонкий слой пластилина и вместе с ребенком начинайте выкладывать на нем пуговичную картину. Дом, собака, лес — полет фантазии неограничен. Обязательно соблюдайте осторожность, дети работают по 3-4 человека под руководством взрослого.
Игра Вода. Для начала просто дайте малышу тазик с водой и пару стаканчиков, чтобы он мог переливать воду из одного в другой. Постепенно задачу можно усложнять, выдавая ребенку емкости с более узкими горлышками.
Игра Макароны. Из нанизанных на ниточку макаронных изделий получаются роскошные бусы для мамы или бабушки (если воспользоваться фломастером, то «бусины» могут стать цветными).
Игра Крупа. Смешайте манку с фасолью и предложите ребенку выбрать из большой белой кучи все фасолины. Малыш с удовольствием откликнется на вашу просьбу помочь и проделать «золушкину» работу.
Другой вариант: на глазах у ребенка высыпать такую же смесь в мешочек — тогда искать фасоль придется на ощупь. Детям постарше можно поручить более интеллектуальный труд — например, рассортировать рис и гречку.
Игра Мука. В наш компьютерный век указательный палец — прямой путь к успеху. Натренировать его совсем не сложно: возьмите немного муки, тонким слоем рассыпьте ее по подносу и предложите малышу нарисовать что-нибудь.
Играйте с детьми с водой, с мукой, сортируйте пуговицы – всё это развивает мелкую моторику рук ребёнка.
Уважаемые мамы и папы, желаем удачи в деле воспитания ваших детей!
Зам. заведующего по воспитательно-образовательной работе Л. Зюзева