Бывает и так, когда малыш с первых дней посещения детского сада будет плакать, тяжело переживать разлуку с мамой, с близкими родными и дня через 3-4 заболеет. Уважаемые родители, не торопитесь обвинять во всем воспитателей.
Многочисленные исследования российских и зарубежных ученых убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к тому ответственному периоду в его жизни.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор М.Н. Аскарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот жe пример: «Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется».
А теперь обратимся к малышу. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того. В один из дней, без всякой предварительной подготовки, ребенка приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке, срабатывает инстинкт самосохранения и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами. Он горько и с обидой на всех рыдает, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Родители поражаются изменениям в поведении своего такого ласкового и милого дитя.
Страдает малыш, вместе с ним страдают все домашние, нелегко и воспитателям группы видеть переживания крохотного человечка.
Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов. Подготовительный этап следует начинать за один два месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогают ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Важно привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом детского сада.
Для хорошего самочувствия малыша значимы такие моменты, как способ кормления и укладывания спать. Воспитатель следит, чтобы все дети доедали пищу, по необходимости докармливает детей. Воспитателю сложно уделить должное внимание каждому ребенку, который дома привык, есть, сидя на руках взрослого. Тоже происходит и при укладывании детей спать. Все дети с помощью взрослого раздеваются и ложатся в кроватки. Воспитатель следит за тем, чтобы ребята спокойно заснули, одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Дети, которые привыкли к тому, что их дома при засыпании укачивают, засыпают они на руках взрослого, в детском саду капризничают и отвлекают воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают и новенькие, и все дети в группы. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в детском саду приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому всю подготовку детей к поступлению в детский сад следует провести в домашних условиях, делая это постепенно и оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
Следующим этапом адаптационного периода является приход малыша в детский сад. Ребенку нужно осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале он держится настороженно, старается находиться рядом с мамой. Пусть привыкает. Эта встреча с воспитателем и детьми не последняя. Их количество определиться поведением самого малыша. Каждый визит малыша в детский сад длится не более часа, в это время малыш не замечает сверстников. Ему трудно распределить свое внимание на все происходящее. В силу своего возраста сверстники тоже не могут продемонстрировать свое положительное отношение к нему. Уровень их игровых умений не настолько высок, чтобы привлечь его внимание.
Заключительный этап адаптационного периода. Ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Дома родители, в детском саду воспитатель внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер его сна, аппетита. При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует ждать, что в процессе привыкания нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливаются его аппетит и в последнюю очередь – сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он со всеми играет, гуляет, а на обед и сон возвращается домой. Если самочувствие ребенка хорошее, можно пытаться предложить ему остаться в детском саду после обеда.
Адаптационный период считается законченным, если у ребенка хороший аппетит, он быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Длительность адаптации зависит и от уровня развития ребенка. Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение играть и общаться со сверстниками, режим дня домашний совпадает с режимом детсадовским, наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то, можно считать, что адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Зам. заведующего по воспитательно-образовательной работе
МАДОО детский сад №47 Зюзева Л.М.
Литература:
1. Алямовская В.Г. Ясли - это серьёзно. – М.: 1999.
2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.:1997
3. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.